Материалы – это предметы с кратким сроком службы (менее года), используемые в производстве, а также для управленческих нужд. Материалы полностью исчезают в производстве, перенося свою стоимость на готовую продукцию. Материалы не являются амортизируемым имуществом. Увидеть различие между основными средствами и материалами можно на простом примере: выпечка хлеба. Для выпечки требуется тестомес (оборудование) и мука. Мука превратится в тесто, исчезнет, полностью потеряв свою первоначальную форму. А тестомес мы будем использовать долго, он не исчезнет в результате выпечки пирогов, а лишь немного износится от использования. В этом примере тестомес будет основным средством, а мука – материалом. Сравнительную характеристику основных средств и материалов можно посмотреть в таблице:
Вид имущества | Срок службы | Что происходит с имуществом в результате производства | Начисляется ли амортизация | Счет в Плане счетов |
Основные средства | более года | изнашивается | да | 01 |
Материалы | менее года | исчезает | нет | 10 |
Примеры материалов:
— сырье;
— покупные полуфабрикаты, детали, комплектующие изделия, запчасти;
— тара;
— специальная одежда.
Приобретение материалов
Предприятие может учитывать заготовление материалов с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или без их использования. Это зависит от учетной политики предприятия (специальный документ, составляемый главным бухгалтером, в котором прописаны подобные моменты).
Если предприятие не использует счета 15 и 16, то проводки при приобретении материалов будут такие:
Д 10 К 60 – приобретены материалы у поставщика
Д 19 К 60 – выделен НДС
Если на предприятии используются счета 15 и 16, то оформить приобретение материалов намного сложнее. В этом случае поступающие материалы отражаются сначала на счете 15 по фактическим ценам, затем на счете 10 – по учетным ценам, а потом на счете 16 отдельно учитываются отклонения учетных цен от фактических. Чтобы разобраться, рассмотрим пример.
Пример.
Предприятие приобретает сырьё. Фактическая стоимость сырья – 100 тыс. руб., в том числе НДС 20 тыс. руб. Учетная стоимость сырья – 70 тыс. руб. Составим проводки:
Д 15 К 60 на сумму 80 тыс. руб. (фактическая стоимость минус НДС) – поступление материалов
Д 19 К 60 на сумму 20 тыс. руб. – выделен НДС
Д 10 К 15 на сумму 70 тыс. руб. – материалы оприходованы на склад по учетным ценам
Д 16 К 15 на сумму 10 тыс. руб. (80 тыс. руб. минус 70 тыс. руб.) – отражена разница между фактической и учетной стоимостью материалов.
! Если разница получится отрицательной, то последняя проводка будет обратной (Д 15 К 16), а саму сумму разницы запишем по модулю (то есть без минуса).
Возникает закономерный вопрос, зачем использовать счета 15 и 16 со всеми их сложностями, когда можно обойтись счетом 10.
Ответ: использование счетов 15 и 16 целесообразно при большом расходе материалов и их широкой номенклатуре (количество видов используемых материалов). В таких случаях нормально организовать учет по фактическим ценам бывает затруднительно, особенно если цены поставщиков меняются в течение отчетного периода. Тогда использование учетных цен, а значит, счетов 15 и 16, удобно. Если материалов на предприятии немного, удобнее обходиться счетом 10.
Отпуск материалов в производство
При отпуске материалов в производство возникает проблема их оценки. Цены на материалы постоянно меняются, разные партии одного и того же материала приобретаются за разную цену. Когда материалы выдаются со склада, затруднительно каждый раз разбираться и сообщать в бухгалтерию, из какой именно партии отпущенный материал. Бухгалтеру же нужно списывать отпущенные материалы правильно. Для этого есть два способа: метод средней себестоимости и метод ФиФо. Раньше был еще один способ – метод ЛиФо, но на данный момент он отменен, поэтому мы его рассматривать не будем.
Пример. За месяц предприятие закупило две партии кирпича:
1 партия – 2 т по цене 100 тыс.руб./т;
2 партия – 4 т по цене 110 тыс.руб./т.
За месяц отпущено в производство 3 т. кирпича. Какую сумму должен списать бухгалтер на производственные расходы? Определим методом «по средней себестоимости» и методом ФиФо.
Метод списания по средней себестоимости
Наиболее распространенный метод в России. Стоимость списываемых материалов определяется как среднее по партиям. В нашем примере материалы будут списаны по стоимости тонны (100*2+110*4)/6=106,67 (тыс.руб.). Списываем 3 тонны, поэтому сумма списания составит 106,67*3=320,01 (тыс.руб.)
Метод ФиФо (FiFo, “first forward”)
Используется правило «первая партия в приход, первая – в расход». Это означает, что первыми списывают материалы по цене первой закупленной партии. Неважно, из какой именно партии взяли кирпич по факту – списывать будем сначала первую партию, когда всю спишем – тогда вторую, и т.д. В нашем примере мы должны будем списать 2 т кирпича по цене 100 тыс.руб./т и 1 т кирпича по цене 110 тыс.руб./т:
100*2+110*1=310 (тыс.руб.)
К списку тем
А зачем нужны учетные цены ?
Виктория, спасибо за Ваш вопрос. Если на предприятие каждый день поступает много разных материалов и все по разным ценам, удобнее приходовать их все по одной условной цене, а затем корректировать отклонения.
Добрый вечер!
Не очень понял со средней себестоимости.
На складе лежит 6 тонн:
2 т по цене 100 тыс.руб./т; = 200 тыс.руб.
4 т по цене 110 тыс.руб./т. = 440 тыс.руб.
т.е. на сумму 640 тыс.руб.
А списывается по средней стоимости 105 тыс.руб.
т.е. те 6 тонн спишутся на сумму 630 тыс.руб.
Где 10 тыс. потеряли?
Андрей, благодарим за внимательность. Исправили неточность в расчетах. Всегда рады видеть Вас на нашем сайте!
Спасибо.
А если после того как продались 3 тонны (по 106.67) пришла еще партия, допустим, 3 тонны по 120 руб, то среднюю стоимость опять надо пересчитывать:
(3*106.67+3*120)=113.33 и с этого момента списывать по 113.33?
/2 потерял
не могу исправить коммент (
тфу… /6
Да, надо пересчитывать среднюю себестоимость, но сумма 106,67 (предыдущая средняя себестоимость) не будет участвовать в расчетах. Определяем среднюю себестоимость по фактически имеющимся на складе на момент расчета партиям. То есть суммируем фактические цены за тонну, умноженные на количество тонн, и делим на общее количество тонн. Если у нас фактически остался кирпич из трех партий, то все три суммируем и умножаем, если из двух — то две, и так далее, но не используем предыдущее среднее.
Перерасчет средней себестоимости может производиться как скользящим способом (при каждом списании материалов в производство), так и по взвешенным способом (1 раз в месяц). Это должно быть отражено во внутренних регламентах предприятия.
Подчеркнем также, что речь идет не о продаже материалов, а о списании их в производство (отпускаем материалы со склада в цех).
Благодарим за Ваши вопросы. Всегда рады Вас видеть на нашем сайте.
Здравствуйте.Я из Ташкента.Спасибо ВАМ за этот сайт.Потому что здесь все просто и точно и с примерами.Огромное спасибо за ваш труд.Здоровье и благополучия.
Добрый день! Большое спасибо за Ваш отклик и теплые слова. Всегда рады Вас видеть на нашем сайте.