Первичные документы

Каждая хозяйственная операция в обязательном порядке оформляется первичным документом. Первичный документ фиксирует факт совершения хозяйственной операции и является юридическим доказательством ее совершения.


Правила оформления первичных документов:

  1. Документ оформляется непосредственно в момент совершения хозяйственной операции. Если это невозможно, то как можно раньше после ее окончания.
  2. Первичный документ не всегда составляется бухгалтером. Это может делать продавец, менеджер, кладовщик. Такой сотрудник передает первичные документы в бухгалтерию по графику документооборота, утвержденному на предприятии. Бухгалтер не несет ответственности за достоверность данных в первичных документах, которые оформлял не он.
  3. Первичные документы в РФ составляются на русском языке.
  4. Первичный документ может быть бумажным и электронным. Электронный первичный документ должен быть подписан электронной подписью.
  5. Форма первичного документа может быть разработана бухгалтером и утверждена руководителем предприятия. Однако есть исключения – документы, по которым надо обязательно использовать унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом. К таким исключениям относятся, в частности, кассовые документы (приходный и расходный кассовые ордера, кассовая книга, расчетно-платежная ведомость).
  6. В первичных документах не должно быть пустых строк, в них ставится прочерк.

Первичный документ обязательно должен содержать следующие данные:

  1. Наименование документа.
  2. Код формы.
  3. Дату составления документа.
  4. Полное название предприятия.
  5. Содержание хозяйственной операции.
  6. Единицы измерения объекта хозяйственной операции (натуральное и денежное выражение). Натуральное выражение – это количество в натуральных измерителях (в штуках, килограммах, метрах). Денежное выражение – это стоимость данного объекта в рублях.
  7. Данные должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции (ФИО, должность, подпись с расшифровкой).

Если в первичном документе допущена ошибка, то она исправляется корректурным способом:

  1. Неправильная запись зачеркивается горизонтальной чертой, так, чтобы зачеркнутую запись можно было прочитать.
  2. Делается запись «Исправлено».
  3. Указывается дата исправления.
  4. Ставятся подписи лиц, составивших первичный документ.

Примеры первичных учетных документов:

— по основным средствам: акт о приеме-передаче объекта основных средств, акт о приеме-передаче здания (сооружения), акт о приеме-передаче группы объектов основных средств;

— по материалам: требование-накладная, путевой лист, приходный ордер, акт о приемке материалов;

— по кассе: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, кассовая книга, расчетно-платежная ведомость, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;

— по расчетам с подотчетными лицами: служебное задание на командировку, приказ о направлении в командировку, авансовый отчет;

— по НДС: счет-фактура.