Учет материалов

Материалы – это предметы с кратким сроком службы (менее года), используемые в производстве, а также для управленческих нужд. Материалы полностью исчезают в производстве, перенося свою стоимость на готовую продукцию. Материалы не являются амортизируемым имуществом. Увидеть различие между основными средствами и материалами можно на простом примере: выпечка хлеба. Для выпечки требуется тестомес (оборудование) и мука. Мука превратится в тесто, исчезнет, полностью потеряв свою первоначальную форму. А тестомес мы будем использовать долго, он не исчезнет в результате выпечки пирогов, а лишь немного износится от использования. В этом примере тестомес будет основным средством, а мука – материалом. Сравнительную характеристику основных средств и материалов можно посмотреть в таблице:

Вид имущества Срок службы Что происходит с имуществом в результате производства Начисляется ли амортизация Счет в Плане счетов
Основные средства более года изнашивается да 01
Материалы менее года исчезает нет 10

Примеры материалов:

— сырье;

— покупные полуфабрикаты, детали, комплектующие изделия, запчасти;

— тара;

— специальная одежда.

Приобретение материалов

Предприятие может учитывать заготовление материалов с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или без их использования. Это зависит от учетной политики предприятия (специальный документ, составляемый главным бухгалтером, в котором прописаны подобные моменты).

Если предприятие не использует счета 15 и 16, то проводки при приобретении материалов будут такие:

Д 10 К 60 – приобретены материалы у поставщика

Д 19 К 60 – выделен НДС

Если на предприятии используются счета 15 и 16, то оформить приобретение материалов намного сложнее. В этом случае поступающие материалы отражаются сначала на счете 15 по фактическим ценам, затем на счете 10 – по учетным ценам, а потом на счете 16 отдельно учитываются отклонения учетных цен от фактических. Чтобы разобраться, рассмотрим пример.

Пример.

Предприятие приобретает сырьё. Фактическая стоимость сырья – 100 тыс. руб., в том числе НДС 20 тыс. руб. Учетная стоимость сырья – 70 тыс. руб. Составим проводки:

Д 15 К 60 на сумму 80 тыс. руб. (фактическая стоимость минус НДС) – поступление материалов

Д 19 К 60 на сумму 20 тыс. руб. – выделен НДС

Д 10 К 15 на сумму 70 тыс. руб. – материалы оприходованы на склад по учетным ценам

Д 16 К 15 на сумму 10 тыс. руб. (80 тыс. руб. минус 70 тыс. руб.) – отражена разница между фактической и учетной стоимостью материалов.

! Если разница получится отрицательной, то последняя проводка будет обратной (Д 15 К 16), а саму сумму разницы запишем по модулю (то есть без минуса).

Возникает закономерный вопрос, зачем использовать счета 15 и 16 со всеми их сложностями, когда можно обойтись счетом 10.

Ответ: использование счетов 15 и 16 целесообразно при большом расходе материалов и их широкой номенклатуре (количество видов используемых материалов). В таких случаях нормально организовать учет по фактическим ценам бывает затруднительно, особенно если цены поставщиков меняются в течение отчетного периода. Тогда использование учетных цен, а значит, счетов 15 и 16, удобно. Если материалов на предприятии немного, удобнее обходиться счетом 10.

Отпуск материалов в производство

При отпуске материалов в производство возникает проблема их оценки. Цены на материалы постоянно меняются, разные партии одного и того же материала приобретаются за разную цену. Когда материалы выдаются со склада, затруднительно каждый раз разбираться и сообщать в бухгалтерию,  из какой именно партии отпущенный материал. Бухгалтеру же нужно списывать отпущенные материалы правильно. Для этого есть два способа: метод средней себестоимости и метод ФиФо. Раньше был еще один способ – метод ЛиФо, но на данный момент он отменен, поэтому мы его рассматривать не будем.

Пример. За месяц предприятие закупило две партии кирпича:

1 партия – 2 т по цене 100 тыс.руб./т;

2 партия – 4 т по цене 110 тыс.руб./т.

За месяц отпущено в производство 3 т. кирпича. Какую сумму должен списать бухгалтер на производственные расходы? Определим методом «по средней себестоимости» и методом ФиФо.

Метод списания по средней себестоимости

Наиболее распространенный метод в России. Стоимость списываемых материалов определяется как среднее по партиям. В нашем примере материалы будут списаны по стоимости тонны (100*2+110*4)/6=106,67 (тыс.руб.). Списываем 3 тонны, поэтому сумма списания составит 106,67*3=320,01 (тыс.руб.)

Метод ФиФо (FiFo, “first forward”)

Используется правило «первая партия в приход, первая – в расход». Это означает, что первыми списывают материалы по цене первой закупленной партии. Неважно, из какой именно партии взяли кирпич по факту – списывать будем сначала первую партию, когда всю спишем – тогда вторую, и т.д. В нашем примере мы должны будем списать 2 т кирпича по цене 100 тыс.руб./т и 1 т кирпича по цене 110 тыс.руб./т:

100*2+110*1=310 (тыс.руб.)

К списку тем

Учет материалов: 10 комментариев

    1. Азы бухгатерского учета:

      Виктория, спасибо за Ваш вопрос. Если на предприятие каждый день поступает много разных материалов и все по разным ценам, удобнее приходовать их все по одной условной цене, а затем корректировать отклонения.

  1. Добрый вечер!
    Не очень понял со средней себестоимости.
    На складе лежит 6 тонн:
    2 т по цене 100 тыс.руб./т; = 200 тыс.руб.
    4 т по цене 110 тыс.руб./т. = 440 тыс.руб.
    т.е. на сумму 640 тыс.руб.
    А списывается по средней стоимости 105 тыс.руб.
    т.е. те 6 тонн спишутся на сумму 630 тыс.руб.
    Где 10 тыс. потеряли?

    1. Азы бухгатерского учета:

      Андрей, благодарим за внимательность. Исправили неточность в расчетах. Всегда рады видеть Вас на нашем сайте!

      1. Спасибо.
        А если после того как продались 3 тонны (по 106.67) пришла еще партия, допустим, 3 тонны по 120 руб, то среднюю стоимость опять надо пересчитывать:
        (3*106.67+3*120)=113.33 и с этого момента списывать по 113.33?

        1. Азы бухгатерского учета:

          Да, надо пересчитывать среднюю себестоимость, но сумма 106,67 (предыдущая средняя себестоимость) не будет участвовать в расчетах. Определяем среднюю себестоимость по фактически имеющимся на складе на момент расчета партиям. То есть суммируем фактические цены за тонну, умноженные на количество тонн, и делим на общее количество тонн. Если у нас фактически остался кирпич из трех партий, то все три суммируем и умножаем, если из двух — то две, и так далее, но не используем предыдущее среднее.
          Перерасчет средней себестоимости может производиться как скользящим способом (при каждом списании материалов в производство), так и по взвешенным способом (1 раз в месяц). Это должно быть отражено во внутренних регламентах предприятия.
          Подчеркнем также, что речь идет не о продаже материалов, а о списании их в производство (отпускаем материалы со склада в цех).
          Благодарим за Ваши вопросы. Всегда рады Вас видеть на нашем сайте.

  2. Здравствуйте.Я из Ташкента.Спасибо ВАМ за этот сайт.Потому что здесь все просто и точно и с примерами.Огромное спасибо за ваш труд.Здоровье и благополучия.

    1. Азы бухгатерского учета:

      Добрый день! Большое спасибо за Ваш отклик и теплые слова. Всегда рады Вас видеть на нашем сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", Вы даёте свое согласие на обработку введенных персональных данных в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных" и Политикой конфиденциальности данного сайта, а также на публикацию введенных персональных данных на данном сайте рядом с Вашим комментарием.